|
Профессиональная этика переводчика
Мнение о том, что всякий, знающий два языка,
способен переводить с одного из
них на другой, столь же далеко от истины,
как и утверждение, что всякий,
умеющий писать, может быть писателем.
КОДЕКС ПЕРЕВОДЧИКА
- Переводчик всегда должен осознавать возложенную на него ответственность. Успех доклада, деловых переговоров, рейтинг книги напрямую зависят от того, сколько знаний и душевных сил вложил в это переводчик.
- Помимо научной, в первую очередь лингвистической подготовки, владением общейтеорией перевода, широкого кругозора, техникой передачи глубинного смысла через поверхностные структуры, переводчик должен обладать находчивостью, уметь преодолевать пробелы в своих знаниях с помощью здравого смысла и общей эрудиции.
- Плюс артистизм, чувство юмора, умение перевоплотиться в докладчика, без чего трудно донести до слушателей всю информацию. В то же время нужно освоить "искусство оставаться незаметным".
- В зависимости от рода деятельности переводчиков можно прежде всего разделить наустных и письменных. Первая группа, в свою очередь, делится на последовательных и синхронных переводчиков, а вторая - на переводчиков технической и художественной литературы. Разные виды перевода требуют различных способностей и темперамента. Устный переводчик должен уметь собраться: его задача - максимально полно передать информацию здесь и сейчас. Как правило, у него нет возможности порыться в словарях, посоветоваться со специалистами. Он должен сделать рагу из кролика, даже если в его распоряжении только кошка.
- Переводчик всегда находится в центре внимания, поэтому ему, как и дипломату и политику, нужно соблюдать этикет, сохранять невозмутимость, спокойствие и осторожность в самых острых ситуациях. "И обычные слова могут быть резкими, смотря как их сказать", - гласит японская пословица.
- Опрятность, подтянутость, аккуратная прическа, идеальный макияж (особенно губы - на них всегда смотрят), маникюр уже располагают к себе. Также необходимо придерживаться официального стиля в одежде - черный или коричневый костюм, хорошая обувь.
- Дайте понять, что вам приятно работать здесь и сейчас, будьте искренне заинтересованы содержанием переводимого. Умейте скрывать усталость. Старайтесь понять интересы обеих сторон, но не прибавляйте несказанного.
- На работе переводчик должен полностью отдавать себя работе. Даже если сейчас в вашей жизни идет черная полоса, люди, с которыми вы работаете в данный момент, не должны почувствовать это. Ваш долг - быть беспристрастным, не показывать своего отношения к переводимому. Нужно уметь быть психологом, социологом и физиономистом одновременно, нужно вести себя непринужденно, но дисциплинированно. Сведите жестикуляцию до минимума.
- На международных конференциях переводчику платят не за то, как он переводит, а за то, как он говорит, ведь наиболее очевидным признаком высокой квалификации является всё та же речь. Ее надо формировать, отрабатывать, доводить до совершенства. Говорите ясно и отчетливо, таким голосом, чтобы вас было приятно слушать. "Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали" - гласит китайская пословица. Хорошая речь создает имидж достойного человека.
- Не меняйте в речи высоту тона голоса. Речь свободна от звуков и слов-паразитов.
- Учитесь переводить нецензурные выражения, идиомы, кальки, фразеологизм. Трудно перевести экспромтом "кузькину мать" Хрущева, но в менее высокопоставленных аудиториях, как правило, можно сказать: "Докладчик пошутил, использовав совершенно не переводимую игру слов, и я думаю, ему будет приятно, если все вы сейчас засмеетесь". Нужный эффект, наверняка, будет достигнут.
- Заведите тетрадку, куда будете записывать эпитеты, синонимы, речения для стандартных ситуаций (обращения, приветствия, пожелания).
- Переспрашивайте лишь в крайних случаях. Запоминайте не слова, а смысл высказывания. Цифровые данные связывайте с хорошо известными вам номерами телефонов, квартир, годами рождения ваших близких, их возрастом.
- Учитесь выбрать наиболее удобное положение по отношению к клиенту. При частной беседе располагайтесь между говорящими. Во время официальных выступлений располагайтесь сзади, с левой стороны. При переводе доклада переводчик находится рядом с докладчиком, но вас могут также и посадить у микрофона. При переводе вопросов переводчик находится рядом с лицом, которому задают вопросы. На а-ля фуршетах держите свой бокал наполовину наполненным, чтобы официант вас не отвлекал.
- Переводчик говорит от 1-го лица. Он может говорить от 3-го лица, когда клиент представляется и когда клиент отзывается о работе переводчика.
- Переводчик должен прийти за несколько минут до начала встречи, чтобы узнать фамилии и имена собственные, которые будут употребляться во время разговора, кратко обсудить темы разговора, чтобы активизировать лексикон.
- Нужно знать, чего ты не знаешь, и, сделав выводы, потянуться за справочником.
- Для художественного перевода никаких непререкаемых рецептов быть не может, поиски “философского камня” никогда и ни к чему не приводили. Здесь важны прежде всего диалектический подход к оригиналу, постижение его мысли и формы, “чувство соразмерности и сообразности”, культура переводчика и, разумеется, его одаренность.
- Заботьтесь о своем физическом здоровье - всегда имейте под рукой лекарства от горла, чаще пойте, учите скороговорки. Не пейте лекарств, затормаживающих рефлексы, не употребляйте спиртные напитки. При больших перегрузках помогает маленькая чашечка крепкого черного кофе.
- Помните, что переводчику всегда помогают в работе скромность и вежливость, пунктуальность и принципиальность, собранность и умение сосредоточиться. Не выставляйтесь. Помните, что вы - только посредник.
- Умейте признавать свои ошибки и отвечать за них.
- Переводчик должен каждый день пополнять свой лексикон, оттачивать свое мастерство, но он должен понимать, что знать всё - невозможно, да и знать всё - вовсе необязательно.
Переводчик в Шанхае: наш профессионализм - залог Вашего успеха!
|